В марте вышла новость о первой волне санкций Atlassian для России, сейчас эта новость обновилась — Atlassian полностью перестаёт сотрудничать с российскими компаниями с 31 октября 2022 г.
Что это значит для пользователей Atlassian из России, и что делать в такой ситуации?
Если ваши продукты Atlassian внутри сети (например, по адресу https://jira.mycompany.ru/) | Если ваши продукты Atlassian в облаке (например, по адресу https://mycompany.atlassian.net) |
---|
1. точно не будут продавать лицензии новым пользователям и на новые продукты/плагины (их и так не продают с марта), 2. скорее всего, не будут продлевать действующие лицензии по подписке (на Data Center, подробности лицензирования вот тут), 3. возможно, будут отказывать при обращениях в службу поддержки даже для действующих лицензий. | 1. точно будет надпись «We stand with Ukraine» (она и так там с марта), 2. скорее всего, заблокируют доступ к с российских IP-адресов (как до этого заблокировали из Крыма, но через VPN всё работало), 3. в худшем случае, удалят облачные продукты со всеми данными без возможности восстановления. |
Что можно сделать в такой ситуации?
Если ваши продукты Atlassian внутри сети (например, по адресу https://jira.mycompany.ru/) | Если ваши продукты Atlassian в облаке (например, по адресу https://mycompany.atlassian.net) |
---|
1. до 31 октября постарайтесь успеть закупить новые лицензии — их должно хватить на 1 или 2 года, 2. до 31 октября задайте все вопросы поддержке Atlassian, которые вы не успевали задать, 3. скачайте дистрибутивы последних версий продуктов Atlassian и плагинов к ним. | 1. прямо сейчас сделайте резервную копию для серверной миграции и скачайте её, 2. проработайте вариант поднятия собственной инфраструктуры в своей корпоративной сети, или в облачном провайдере (типа Яндекс.Облака), 3. до 31 октября проверьте процесс миграции в новую инфраструктуру (возможно, без перевода пользователей, но с прицелом на такой сценарий в ноябре).
|
Как закупать лицензии после 31 октября?
Из России, скорее всего, никак. С марта многие компании настроили закупки через свои филиалы в других странах, или через российских продавцов ПО с такими филиалами.
В этом случае, лицензии выписываются на не-российскую компанию, отследить или заблокировать использование таких лицензии на территории России у Atlassian вряд ли получится. Обращения в поддержку Atlassian также идут от не-российских компаний, что также сложно отследить и заблокировать.
Разумеется, такие лицензии в обход санкций будут стоить дороже, чем прямые закупки из России сейчас.
Если у меня нет возможность закупать лицензии в обход санкций?
С марта многие компании начали взламывать продукты Atlassian, что незаконно по лицензионной политике и при обнаружении лишает нарушителя возможности строить добропорядочные отношения с Atlassian. Но, наверное, эти компании понять можно — в текущей ситуации это выглядит не самым суровым наказанием.
Если я всё же хочу уйти с Atlassian?
Это крайняя мера, перечёркивающая все усилия, потраченные на внедрение продуктов Atlassian в компании, но по крайней мере честная и справедливая.
На этом вебинаре я рассказывал про российские и open-source аналоги, которые вряд ли полноценно заменят Jira и другие продукты Atlassian, но уменьшат риски и выведут отношения с поставщиками на легальную почву.
Где можно почитать первоисточник анонса от Atlassian?
Atlassian stands with Ukraine — Work Life by Atlassian
As a company, as citizens of a global community, and as human beings, the horror of the Ukraine invasion rests heavy on our minds and hearts today.
И главное — давайте сохранять спокойствие, беречь себя и друг друга!
UPD1 (25.10.2022) Как Atlassian поймёт, что вы из России?
Точно сказать невозможно, позиция Atlassian по этому вопросу периодически меняется. Вот гигиенический минимум, который точно не вредно сделать с вашими облачными продуктами:
- поменять Billing address на не-российский (если вы платите с карточки иностранного банка, то логично указать его из той же страны),
- ходить в облако Atlassian через прокси из той же страны, в которой указан Billing address,
- поменять привязанный домен и все почтовые адреса с .ru/.su/.рф на .com/.net/.org,
- успеть до 31 октября создать для себя второе облако Atlassian и мигрировать на него данные из основного облака (в идеале, на регулярной основе) — так будет меньше вероятность, что оба облака заблокируют одновременно, второе облако изначально будет «очищено» от возможных подозрений на связь с Россией.
Сейчас центры обработки данных Atlassian находятся в 6 локациях: США (восточное и западное побережье), Австралия, Германия, Ирландия, Сингапур. Поэтому облако невозможно перенести «в Россию» или «из России», т.к. самый ближайший ЦОД Atlassian находится во Франкфурте.
UPD2 (09.08.2023) Сообщения в СМИ об отключении российских аккаунтов
Такие сообщения стали появляться, например, тут или тут, или ещё тут. Но в чём состоит новость, пока не совсем понятно: облачные аккаунты отключали с марта 2022 г. (очень сложно понять, из какой страны владелец аккаунта), а продукты внутри сети невозможно отключить снаружи (об этом написано выше). Поэтому, на текущий момент ситуация с продуктами Atlassian в России хотя и не улучшилась, но и не ухудшилась тоже — следим за новостями!