Уже больше года действуют санкции Atlassian сначала на частичное, потом на полное использование Jira в России. Несмотря на это, многие компании не бросились уходить от Jira, даже появляются желающие внедрить её 😯 С чем это связано, и как нам быть в такой ситуации?
Всё описанное ниже — лишь моё субъективное мнение, основанное на общении с заказчиками и представителями рынка за последний год. Но надеюсь оно не лишено смысла и отражает текущее состояние российского рынка.
Что случилось год назад?
Если кратко: в рамках американских санкций, компания Atlassian перестала продавать российским компаниям новые лицензии и продлевать действующие. Для лицензий редакции Data Center это особенно критично, т.к. без действующей лицензии продукт перестаёт работать.
Почему за целый год компании не ушли с Jira?
Вопрос комплексный, мне видятся несколько причин такого поведения.
Причина 1: Jira очень функциональна, заменить её сложно.
При всём уважении к разработчикам других продуктов для таск-трекинга, Jira существует уже почти 20 лет и обросла более чем тысячей плагинов от различных производителей, решающих самые разнообразные задачи. То есть практически стала индустриальным стандартом, другие решения так или иначе ориентируются на Jira в своём развитии.
Причина 2: уход с Jira требует времени и денег.
Сопоставимых с теми, что были потрачены при внедрении Jira. Не очень много компаний, особенно крупных, могут позволить себе даже за целый год выбросить одно решение и полностью перевести на другое решение все бизнес-процессы.
Исключение составляют мелкие компании, которые пользовались облачными версиями продуктов Atlassian. Уйти с Jira им проще и быстрее, но по опыту некоторые с трудом, но «приземляли» Jira, т.е. переезжали из облачной на серверную версию Jira 😊.
Причина 3: в России власти пока закрывают глаза на пиратство иностранного ПО
И даже есть инициативы узаконить использование пиратского ПО, как бы дико это не выглядело. Которые чуть позже решили уравновесить оплатой стоимости лицензий, но не законным производителям ПО, а на специальные счета Минцифры для развития отечественной индустрии, которая пытается создать замену Jira.
Причина 4: отечественные аналоги Jira пока не готовы заменить Jira
Большая ставка была на вышедший на рынок почти 10 лет назад Яндекс.Трекер или Битрикс24, ещё почему-то к отечественному ПО относят JetBrains YouTrack (там действительно русские основатели, но компания зарегистрирована в Праге), существуют интересные развивающиеся решения типа Айконтим или EvaProject, или давно известный Kaiten. Но судя по субъективному опыту, «убийцы Jira» среди них пока нет.
Отдельного внимания заслуживает проект под названием Яга, при всей сказочности и курьёзности текущего анонса, у Ростелеком объективно есть ресурсы для воссоздания даже такого огромного продукта как Jira.
Причина 5: российские компании мало зависят от поддержки Atlassian
Потому что чаще всего поддержку оказывает не сама компания Atlassian, а её российские партнёры, которые после 31 октября 2022 г. официально перестали быть партнёрами, но свои навыки не растеряли и заинтересованы в сохранении бизнеса на продуктах Atlassian.
Ещё важную роль играет принцип открытости Atlassian: у них очень подробная документация, открытый бэклог дефектов и новых функций Jira, а также развитое сообщество с открытыми обсуждениями — это дополнительно снижает нагрузку на поддержку Atlassian, что хорошо и компании и её бывшим российским клиентам.
Как лучше себя вести, если в моей компании есть Jira?
Не отчаиваться, следить за новостями, не делать резких движений, но быть готовым к действию и всегда под рукой иметь резервные копии продуктов Atlassian.